Здоровье ребенка складывается из четырех основных компонентов режима жизни:
- Физических нагрузок;
- Закаливания;
- Питания; ,
- Психического здоровья.
Питание и упражнения — два фактора, влияющих на вес и рост ребенка.
Характерный набор детских болезней:
- Катар верхних дыхательных путей;
- Грипп (во время эпидемии);
- Необъяснимые подъемы температуры (иногда неделями);
- Миндалины увеличены почти у всех;
- Болят уши;
- Разрастаются аденоиды;
- Пневмония;
- Бронхиты;
- Бронхиальная астма;
- Ревматизм;
- Необъяснимые боли в животе;
- Колиты;
- Головные боли;
- Близорукость.
Проблема ухудшения здоровья у детей серьезна и требует пристального внимания. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Инфекционные болезни и мелкие травмы неизбежны. Но они не ухудшают здоровья как некоего количества защитных сил.
Причины болезней:
- очень тепло одеты;
- мало двигаются;
- однообразное питание, содержащее мало овощей, фруктов и белков, а больше сладостей; масса лекарств с рождения.
Мало упражнении в детстве не только вредят здоровью, но и тормозят физическое развитие. Движение — первичный стимул для ума.
Элементы здоровья ребенка:
- физические нагрузки;
- правильное питание;
- закаливание;
- сон;
- здоровая психика.
Тренировка органов движения (суставов, связок, нервного аппарата управления рефлексами):
- физическими упражнениями;
- играми;
- как только ребенок научился ходить — перестаньте возить его на прогулку в коляске;
- не носите ребенка на руках (если не приучать, то и проситься не будет);
- в детском саду и школе физкультура ежедневная и сильная до пота, до одышки — не менее часа в день;
- желательна утренняя гимнастика — для осанки, суставов.
Физкультура — это тренировка всего организма. Это психическое напряжение. Нагрузки должны быть интенсивными. Мера интенсивности в учащении пульса и дыхания, в потоотделении. если тепло. Без этого упражнения почти бесполезны. Как минимум нужен один час хороших нагрузок с учащением пульса до 150–170 ударов в минуту.
Закаливание — важнейший компонент здоровья. И здесь главное — преодолеть страх перед простудой. Заболевания неизбежны, потому что вызываются микроорганизмами и в любом месте их достаточно. Иммунная система у детей еще слаба и они легко заражаются, но при хорошем здоровье легко выздоравливают. Если начать кутать — открывается путь для новых простуд.
Принцип закаливания: осторожность, постепенность, систематичность.
Советы:
- Воздушные ванны в первые месяцы (ребенок остается голым или в распашонке) несколько раз в день, начиная с 5 минут. Каждую неделю прибавлять по 2–3 минуты, доведя до получаса, в сумме до четырех часов в день.
Если температура в комнате ниже 20°, то следует уменьшать время или одеваться теплее.
- Следить за поведением ребенка: если спокоен — значит не холодно.
- Проверять кожу — она должна быть прохладной, но не холодной.
- При купаниях начинать с 36°, понижая на 1° в неделю, доводить до 25–23°. При этом следить за тем, чтобы ребенок чувствовал удовольствие от купания.
- После перенесенного заболевания начинайте закаливание постепенно, отступив назад на половину достигнутого ранее, но вдвое ускорив теми раздевания.
- Можно научить ребенка плавать раньше, чем ходить. Плавание — это закаливание, соединенное с физкультурой.
Питание: Правильное питание исключительно важно. В нашем обществе сложилось мнение, что детей нужно кормить с избытком, и чем больше, тем лучше.
Запомните! Избыточная калорийная пища приносит больше вреда, чем пользы.
Как помочь ребенку получать удовольствие от еды:
- Сервируйте пищу привлекательно.
- Давайте ее маленькими порциями.
- Не указывайте количество пищи, которую нужно съесть, у детей с плохим аппетитом это с ходу вызывает сопротивление.
- Показывайте вид полного безразличия к еде ребенка, никакого беспокойства.
- Не требуйте «манер» у маленького. Они придут позднее, когда аппетит установится. До этого позволяйте есть руками, если он хочет.
- Не кормите ребенка за общим столом, пока он не научится хорошо есть.
Все беды от количества и от процедуры питания, а не от состава пищи. Я глубоко убежден я незаменимости фруктов и овощей. Вареные овощи в полном наборе нужно давать уже в первый год жизни, начиная от протертых до размятых вилкой и нарезанных мелкими кусочками. К сырым овощам пало приучать после года, давать очищенные от кожицы помидоры, салат, тертую морковь. Ягоды рекомендуются после двух лет.
Любую новую пищу надо начинать с очень малой порции в хорошо измельченном виде, вести наблюдение за стулом. Если все благополучно, постепенно увеличивать количество, но не более чем на 20% в день.
Сырая растительная пища исключительно важна для ребенка. Ее долю в рационе следует увеличивать, доведя к 3–4 годам до 0,4–0,5 кг в день.
Соки нужны, но они полностью не заменят самих овощей и фруктов.
Помните, что любое расширение диеты — это тренировка кишечника.
Во всем соблюдайте постепенность.
Главное правило — постепенность, постепенность и постепенность.
Режим важен или нет? В частности. питание по часам. Я более склонен к консерватизму: режим приучает человека к порядку. Однако всему должна быть мера: не нужно педантизма в режиме, не нужно устраивать драмы из-за минут, без компромиссов не обойтись. И, тем не менее, в основном режим нужен. Вседозволенность себя не оправдала.
Питание обеспечивает ребенку рост и вес. Следить за их динамикой необходимо: взвешивать и измерять. Рост едва ли стоит измерять чаше, чем два раза в год.
Взвешивать можно раз в месяц. Рост важнее веса: худые здоровее полных.
Эмоции у детей существуют с самого рождения, чувства включаются по мере созревания центров потребностей. Память удлиняется с развитием интеллекта. У детей процессы возбуждения превалируют над торможением. Поэтому психика детей неустойчива. Маленькие не способны долго концентрировать свое внимание на одном предмете. Но к трем годам, когда сформировалась речь, их психическая сфера качественно мало чем отличается от взрослых, поэтому существуют все опасности, связанные с системой напряжения.
Особенно уязвимы дети в периоды неуравновешенности — 2,5; 3,5; 5,5 лет.
С напряжениями связывают целый ряд типичных детских заболеваний, чаше проявляющихся в определенном возрасте. Так, у детей от полутора до трех лет встречаются расстройства кишечника, обычно в виде хронических запоров; несколько позднее — насморки и простуды, отиты, затем — необъяснимые боли в животе, которым врачи не могут найти причину и которые бесследно проходят к 10–11 годам. Одни дети жалуются на утомляемость, другие — на боли в суставах, у третьих — периодические рвоты, у четвертых — головные боли, иногда неделями держится повышенная температура. Напуганные родители ходят от одного врача к другому, те делают массу анализов, обследований, а болезнь тем временем проходит. Видимо, наступает благоприятный возраст.
Так на эмоциональной сфере телесное здоровье смыкается с психикой. Эта сторона жизни ребенка нуждается в более строгом контроле, чем еда, потому что мозг ребенка не рассчитан на такие нагрузки, которые ему дает современная среда. Главным источником напряжения являются неприятные события. Нужно стараться не причинять ребенку неприятности и без необходимости.
Страхи испытывают почти все дети. Боятся темноты, собак, воды, врачей, уколов, машин… Если относиться к ним правильно. все исчезает бесследно, хотя иногда и затягивается чуть ли не до юности. Могут развиваться неврозы, требующие помощи врача. Как быть?
Прежде всего не бояться — страхи с возрастом проходят. Не суетитесь, не подавайте виду, что обеспокоены. Не стыдите ребенка перед другими. Не заставляйте ребенка преодолеть страх. Уважайте страхи ребенка. Серьезно относитесь к его жалобам. Постарайтесь изменить обстановку. Не спешите применять психотропные средства. Очень важно наладить сон.
Сон — важнейший компонент не только физического здоровья, но и психического равновесия. Нужно прилагать все усилия, чтобы ребенок спал положенное по возрасту время: от 14 часов в один год до 10–12 часов — перед школой. Ни в коем случае нельзя сокращать время сна. Очень важен дневной сон, хотя бы до пяти лет.
Воспитание. Раннее детство очень важно для последующего развития человека. Поэтому надежды прежде всего на семейное воспитание, затем ясли и детский сад. Упущенное до школы далеко не всегда можно нагнать в последующем.
ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Две Основные задачи воспитания:
- научить максимуму необходимого для будущей трудовой жизни;
- обеспечить максимум счастья в школьный период жизни.
Вот основные компоненты душевного комфорта ребенка:
- престиж — одобрение или порицание окружающих;
- интерес — удовольствие от информации и деятельности;
- материальные блага;
- удовольствие от поступков по убеждениям — благородство, долг, честь;
- чувство вины и угрызения совести, если поступки неблаговидные.
Искусство воспитания состоит в том, чтобы сделать нужное для будущего по возможности понятным, а ненужное — наоборот.
Родителям необходимо тщательно изучать личность ребенка: его потребности, чувства, характер, убеждения, уровень интеллекта, душевный комфорт. Маленький ребенок воспитывается и обучается в процессе жизни — во время игр, еды, прогулок, разговоров, своих собственных действий. Особенно важен их результат: положительный при достижении цели и отрицательный — при неудаче. Жизнь ребенка складывается из различных поступков, вызываемых внешней средой, собственными поисковыми действиями и внутренними побуждениями потребностями.
Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни ребенка. К четырем голам есть уже половина интеллекта 17-летнею, к шести годам -2/3.
Изучать детей можно лишь при постоянном общении, но нельзя проявлять излишнее любопытство, посягать на «независимость» личности. Потерять доверие — очень плохо для воспитания. Чтобы его вернуть, нужны годы. Контроль за учебными занятиями — это право родителей, которое признается детьми. Вы должны знать об оценках, о выполнении домашних уроков. Изучение среды «обитания» и авторитетов. Надежным средством против плохих влияний служит высокий интеллект ребенка и постоянная его занятость в кружках гимнастикой. танцами, рисованием, компьютером. Родителям нужно бороться за свой авторитет. Практически все авторитеты замыкаются на дисциплину — важнейший элемент воспитания. На первом месте — обязанности, и важнейшая из них — школа и уроки, потом -домашняя работа. И никаких поблажек для удовольствия, пока не сделано дело. Я — за дисциплину! Только какими средствами ее добиться? Средства могут начать работать против цели. Озлобятся сын или дочь — уменьшится родительский авторитет. Такое возможно, но не от строгости требований, а от несправедливости. \
Порядок и дисциплина в детстве окупают себя в дальнейшем.
Образование. Па школу надо смотреть как на работу. Не нужно бояться перегрузки школьников суммой часов работы. Важно, чтобы был правильный режим: сон, труд, физкультура, чтобы было здоровье и эффективная учеба без отрицательных- эмоций.
Николай АМОСОВ